Кубок Алима Романова 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

Решение о поездке в трек произошло спонтанно, все мои грандиозные планы на этот сезон, а они были, развалились. Что творилось в моей голове, было бы интересно лишь моему личному психологу, если бы таковой был, вообщем ехать было необходимо!
Все определилось за 5 дней до вылета. Что я знала о предстоящей поездке, это то что я иду в трек к северному базовому лагерю Канченджанги, программу мне переслали, первую часть пути иду со «знакомой» командой, вторую с неизвестными трекерами, продолжительность трека 21 день.
Перелет Рига -Мюнхен- Абу-Даби- Катманду был долгим, но не сильно утомительным.
Процесс получения непальской визы прост, нужно иметь при себе лишь фотографию и деньги, даже на случай если нет фото в зале прилета стоит «фотокабина», не нужны ни приглашение, ни название приглашающей тебя фирмы, ничего.
Итак виза получена, прохожу все контроли, беру багаж иду дальше – никого нет, никто не встречает... легкая паника, « идиотка» думаю я про себя,я даже не знаю куда звонить. Выхожу на улицу и ищу глазами бумагу с написанным на нем моим именем. Ура! Вижу ребят с таким листком бумаги! Меня ждут!
В гостинице встречать спустился Денис Урубко, небольшой шок, выясняем что знакомы уже почти 15 лет. Знакомлюсь с остальной частью команды восходителей. На следующий день должен был прилететь завершающий участник этой команды Алекс Чиконе со своими друзьями - трекерами, с которыми мне предстояло возвращаться.

nepal02
Катманду – в основном все приезжие «гуляют» в р-оне THAMEL, здесь расположены магазины с различным альпинистским снаряжением, известные бренды представлены в изобилии, но к сожалению практически весь товар это контрафакт,но можно купить и оригинал, как правило это б/у снаряжение, некоторые альпинисты сдают его на обратном пути. Тут же несметное кол-во сувенирных лавок, магазинов торгующих всем чем угодно, начиная с украшений , одежды и заканчивая большими кованными изделиями. В начале даже рябит в глазах, настолько здесь все пестро. И публика, туристы, тоже очень интересны – туристы-альпинисты-трекеры, буддисты, поклонники йоги, люди «увлеченные» курением травки и также встречаются бизнесмены, которые на фоне остальных выглядят неуместно.

nepal04
Весь остаток дня и весь последующий провожу гуляя по городу. Вечером следующего дня Денис ведет нас в кафе xxxx, знаменитое тем что в нем все те кто поднялся на Эверест могут бесплатно есть, его обычно посещают все альпинисты перед восхождением и безусловно позже.
Рано утром на 3-ий день моего пребывания в Катманду мы уежаем - кто на гору, кто в трек. Сначало едем все вместе , с восходителями которые пойдут на гору с юга – это девушка из Индии Чандра Гайен со своим гидом и несколько альпинистов из Японии. К концу второго дня пути на автобусе, они высаживаются, а мы продолжаем путь дальше. Ближе к ночи приезжаем в «чудный город»Tapledzung. Гостиница похожа на караван-сарай, душ есть, света и воды нет!?

nepal05
На следущий день должны продолжить наш путь на джипах, но восток дело тонкое , никто никуда не торопиться. Приходиться совершить прогулку по городку, прибегают местные ребятишки и кричат- «кола-панда», идем смотреть и правда высоко на дереве сидит красная панда.
На джипы загрузились только после обеда, так как мы выехали поздно, то доехать до намеченного населенного пункта мы не успели, ночуем в незапланированном месте, эта лоджия напомнила мне «Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца»,. из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»
nepal06
По лестнице, шедшей винтом, компаньоны поднялись в мезонин. Большая комната мезонина была разрезана фанерными перегородками на длинные ломти, в два аршина ширины каждый.Комнаты были похожи на пеналы, с тем только отличием, что,кроме карандашей и ручек, здесь были люди и примусы.

Помимо нас, там было много местных жителей. Слышно все, каждый шорох, вздох за стенкой. Особенно запомнился «мальчик- затейник», несмотря на свой небольшой рост и вес он умел так передвигаться по 2-ому этажу , что вся постройка ходила «ходуном».
Наша часть пути на машинах закончилась.

nepal07
Трек начинается, позади остаются гостиницы и псевдогостиницы с их очень ненавязчивым сервисом, тропа ведет нас к реке Тамур вдоль множественых терасс рисовых полей. Выходим не очень рано, любуюсь природой, если точнее, то я ей «дивлюсь». Здесь и бананы и привычные нам картошка с кукурузой и капустой. Картошку здесь сажают , как и в Пакистане, вместе с кукурузой. Когда начали идти по тропе вдоль реки, то невольно словила себя на мысли что иду вдоль нашей Аматы, такие же растения как и у нас, изумила цветущая земляника,но есть и ихние особенные - бамбук. Что еще удивляет, это сама тропа, выложенная камнями, сразу на ум пришла «Дорога из желтого кирпича ведущая в Изумрудный город».
В среднем каждый день должны набирать по 500м, на деле получается больше, так как тропа идет с резкими спусками и подъемами. Бамбуковые заросли сменяются рододендроновыми лесами, здесь тоже весна, природа просыпается! Некоторые деревья уже цветут, некоторые только собираются и усеяны набухшими бутонами цветов, при этом стволы деревьев укутаны лишайниками, особенно оригинален «бородатый лишайник», когда проходишь такие места, то кажется что сейчас навстречу выйдет баба-яга с лешим. И при всей этой красоте в лесу стоит неописуемый запах свежести, этот аромат исходит от рододендронов, сосен и еще множество деревьев названия которых я не знаю. По пути приходиться переходить реку по нескольку раз за день, висячие мосты относительно новые, красивые, чуть в стороне можно увидеть старые, переходить по которым уже небезопасно.
nepal09
Рододендроновые леса сменяются зарослями из можевельника, снова дурманит аромат, на этот раз другой , но тоже превосходный! Тут же под ногами расцветают примулы, красивые бледно-желтые «солнышки».
По пути проходим много будийских мест это небольшие монастыри – гомпы, башенки – чортены и молитвенные стены, они видны из далека по развивающимся на ветру разноцветным флажкам с написанными молитвами на них.

nepal11
На пятый день пути начинаем заходить в страну БОЛЬШИХ, красивых ГОР.Первая на нашем пути Жанну 7710м. Восхищает своими белоснежными и очень отвесными склонами, красотище!!! Трудно представить, что по этой стене поднимались люди, команда Одинцова весна 2004года.
В Непале ее зовут – Кумбхакарна, на санскрите означает имя одного из демонов, брата демона Раваны, убитого господом Рамачандрой более миллиона лет назад. По древним легендам, он был очень сильный с широкими плечами, и никто не мог его победить в честь этого демона и названа гора.
Затем еще 2,5 дня трека и мы приходим в Pangpemu 5100м -АВС Канченджанги с севера.

nepal12
Вид замечательный и завораживающий! Канченджанга и Ялунг стоят гордо и неприступно!
Канченджанга (хинди «Пять сокровищниц больших снегов» 8586 м) – наиболее священная и почитаемая вершина, третий по высоте восьмитысячник в мире,это пятивершинная гора в Сиккимских Гималаях. Интересны сказания, связанные с горой. Согласно добуддийским верованиям народа лепча, священная Канченджанга – место, откуда расселились все народы Гималаев. Из ее ледников бог Ташидинг создал первого мужчину Фудунгтинга и первую женщину Назонгньи. По преданию, вблизи Канченджанги находится один из тайных входов в Обитель Белого Братства – Шамбалу.
Я бы не сказала, что место очень уютное, то немногое время которое я провела там, погода была солнечная, но постоянно ветренно и холодно , мне комфортно было сидеть и наслаждаться видами только в пуховке.
Нас сильно удивили кухонные работники, которые на 1-ый ужин в базовом лагере раздали всем влажные,пропитанные ароматным можевеловым отваром, полотенца для рук!Потом пошли разносолы – тушеные овощи, мясо , картошка, выпечка и десерт! До этого у нас было довольно однообразное меню – дал (гороховый суп) и бат (вареный рис) ,немного картошки – это ужин и на завтрак – омлет или вареное яйцо с пресной лепешкой и неизменным „milk tee".
В Pangpeme я немного погуляла, есть куда! Маршрут, который планировали идти ребята был суров и объективно очень опасный, с того места куда я «догуляла» он проссматривался намного круче и серьезней чем с базы, а что ждало ребят на маршруте, знают только они. Осматривая окрестности пропустила очень интереснй обряд – пуджу, это религиозный обряд в индуизме. У подножия гор исполняется в честь восходителей, для которых пуджари просит у Бога (богов) благословения. Во время ритуала участники наносят на свои лица муку.
Проведя в базе 2 дня, на третий пришлось уходить, вышли после обеда и спускались вниз 5 часов, пройдя 2-х дневный переход. На другое утро, в первой половине дня совершаем однодневный переход, и мои компаньоны ( 4 баска-трекера) решили дальше не торопиться и остались в Хунзе , так называется это местечко, до следующего утра, а мне нужно было идти дальше,чтобы успеть на самолет и пройти трек новой дорогой. После обеда продолжаем путь втроем – я, мой гид Нарра , мальчик –шерпа. Нам предстояло в тот же день подняться на перевал Sele La(4250m) и набрать 700м по высоте. И тут я обнаруживаю, что один трекинговый ботинок, может не дожить до конца трека, подошва треснула и начала отклеиваться по ранту. К вечеру на перевал поднялись, ботинок выдержал. Там же у меня окончательно сели батарейки в телефоне, сколько времени и какое число я уже не знала, общаться я тоже сильно ни с кем не хотела, да и не могла, поэтому позволила себе эту роскошь, все оставшиеся дни в треке просто наслаждаться природой и быть на едине с собой.

nepal14
На следующий день, переход был сложным - 2 снежных перевала Sinion La(4440m),Mirgin La(4480m) , потом немного не доходя до 3-его Sinelaoche La (4640m) нужно было резко спускаться вниз. Сбрасываем ,больше киллометр высоты, снега сменяются цветущими рододендроновыми деревьями и теперь уже ярко-фиолетовыми примулами. Фотоаппарат в солидарность с телефоном отказался работать ,когда я поднялась на 2-ой перевал, так что вся остальная красота останется только в моей памяти.
Запомнился день, когда мы поднимались на перевал Yangpang , он был уже полность в зеленой части, начали « бешенно, надрывно» кричать птицы, это все же была песня. Удивил кустарник, на которых растет малина, только она ярко-оранжевого цвета, но по вкусу не отличить. В тот же день, когда шла по тропе спугнула красную панду, видела только хвост и ее попу.

nepal13
Любопытны их постройки, что-то типа «летних домиков» (летовок), построены из бамбука, стены сплетены как гигантские корзинки, а двери и проемы для окон (рамы) сделаны из дерева.
На обратном пути проходим многочисленные деревни, в них много ребятишек, они все спешат в школу, есть школьная форма, забавно за ними наблюдать, как они с книжками под мышкой вприпрыжку бегут небольшими группками по тропе.
Наблюдала как молодая непалка прядет полотно,когда мы остановились около одной из летовок на отдых.Не очень замысловатый ткацкий станок, т.е. вообще никакой, намотана большая прядь пряжи от черных до белых и женщина ,только для нее понятном порядке ,передвигая бамбуковые палочки прядет полотно. Получается ровно и красиво!
Предпоследний день в треке случился конфуз, лоджия в которой собирались остановиться, мне не понравилась совсем, ни место, ни люди. Внутри меня случилось замыкание, ноги отказались идти, слезы предательски потекли , ночевать там я не хотела,пришлось спуститься ниже.
Окончание моего трека было Khandingbe., там всего одна лоджия на весь поселок,сооружение еще то, комнаты отделены между собой шифером. Поскольку я сама хотела идти другой дорогой, то на следующий день ехать мне предстояло в „local bus", я с ужасом представляла себе эту поездку -битком набитый людьми автобус, кто и где и на чем сидит... Но мне повезло, к вечеру в лоджию ворвалась группа итальянских трекеров, на утро у них был заказан автобус и в нем нашлось место для меня, Нары и мальчика-шерпы. Небольшая прогулка с утра часа 2 до автобуса, так как с вечера была сильная гроза и размыло дорогу, затем поездка на нем до полуночи и я нахожусь в самой низкой точке Непала городе Bhadrapur, до границы с Индией 15 минут. Тут тропики растут пальмы, лимоны, орехи,манго, бананы и еще много чего. Наконец-то я узнала, что поля аккураитно растущих кустов – это плантации чая!.На следующий день самолет, до аэропорта ехали на рикше, пожилой дядечка, лет 50 не очень быстро, но доставил нас на аэровлкзал, потом 45 минут полета на самолете и мы в Катманду, вместо 2 дней пути на автобусе!
В Катманду встречать в аэропорт приехал сам директор фирмы. На следующий день мой гид Нарра устроил мне небольшую экскурссию по городу на мопеде. Он показал мне панорамму города, буддийский мужской монастырь, где я вдоволь накрутила барабаны, затем была оставновка у Большой чаши Будды. У подножия чаши, меня почему-то остановил один буддийский монах, до этого спокойно медитировавший, подозвал к себе прочел молитву и повязал веревочку на руку, чем-то посыпая и поливая ее. Она до сих пор на моей руке! .
Таким получилось знакомство с Непалом.

Послесловие

Время бежит быстро, со времеи моего возвращения прошел уже месяц. За это время на Горе произошло много событий и хороших и печальных. Кого-то гора пустила, кого-то пожурила, кого-то забрала навсегда....Печальные новости пришли 19 мая, что Чандра Гайен и двое ее спутников погибли в лавине при попытке взойти на вершину Yalung (8505m), они поднимались на нее сразу после успешного восхождения на Kangchenjunga (8598m).Девушку я практически не знала, ехали в одном автобусе 3 дня, она тихо сидела позади меня и только скромно улыбалась. При расставании мы пожелали им удачи...