Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

nanga smallПрошел год как случилась трагедия в базовом лагере под Нанга-Парбатом... говорят время уносит все, у меня до сих пор перед глазами место казни, каким я его увидела- трава,земля обильно залитая кровью и успевшая засохнуть, одиноко лежащие тапок и кроссовок и много, очень много гильз... это нельзя забыть.

Мой друг в комментариях к статье о трагедии очень верно написал: „Убить альпиниста в горах, это то же самое, что убить верующего в храме".
Я пыталась написать сразу по возвращению домой, слова никак не хотели складываться в предложения, вот что получилось...
Моя первая попытка подняться на гору была в 2011 году , в тот год подняться на Нанга-Парбат не удалось, дошли до 7500м и вынуждены были повернуть назад из-за непогоды.
В прошлом году решила испытать судьбу снова. Экспедиция, в составе которой я поехала, была большая, сборная-международная ( 17 человек из 9 стран). Руководителем у нас была Александра-Мария Дзик/

nanga01
Сборы проходили достаточно нервно, вылет в назначенный день не состоялся. Но желание было велико, хотя если бы не друзья и некоторые счастливые стечения обстоятельств, никуда бы я не полетела
По моим ощущениям Пакистан изменился, в первый раз люди мне показались лучше,доброжелательнее. Путь до Чиласа из Исламабада проходил напряженно, постоянно были проверки документов, сопровождал полицейский с «калашниковым» на изготовку,не разрешали даже выйти из автобуса купить воду. Из приятного - дорогу и мост достроили , там где проходит крайний участок пути на джипах, на этот раз он был без экстрима, по ней местные даже на моциках гоняют.

nanga02
Путь до базового лагеря мне был знаком, ослы по-прежнему так же активны в это время года, у них гон, звук сирены в сравнении с их призывными криками ничто, пара поломанных палаток в базовом лагере и по дороге туда на их счету.
В тот день когда первая группа дошла до АВС, с ними вместе поднялись четверо «местных» жителей в белых одеждах и устроили службу в лагере, потом ушли.

Затем жизнь в лагере потекла своим чередом. Был поставлен первый лагерь 4800м, промежуточный на 5300м( перед началом кулуара). Приятно было видеть наши (с 2011 года) перила, висят и и станции остались! В нашу работу, как вводиться, свои коррективы вносит погода. В начале работали на маршруте и в плохую погоду, но когда пришел циклон и в базе снег шел не переставая больше суток, работу на вверху вынуждены были приостановить.

nanga04

Тем временем в ABC прибывали все новые и новые экспедиции. В том сезоне в базовом лагере под Нанга Парбатом собралось рекордное кол-во экспедиций и участников. Такого гора еще не видела, и увы уже и не увидит в ближайшие лет пять.

nanga05
Как только циклон прошел, начали готовиться к выходу.
Из базового лагеря за 2 дня уходят практически все восходители, остаются лишь те у кого были какие-то проблемы со здоровьем.

20 июня – из АВС стартует первая группа участников , ей предстояло закончить провешивание перил до 2-ого лагеря, установка 2-ого и начало обработки маршрута к 3-ему лагерю, я выхожу c первой группой.
Вторая выходит на день позже , все одновременно подниматься не могут из-за ограниченного кол-ва мест для ночевок в 1-ом и промежуточных лагерях и пропускная возможность перил тоже не безгранична.
К обеду поднимаюсь в промежуточный на 5300м.

21 июня – День предстоит тяжелый, нужно подняться по крутому и опасному снежно-ледовому кулуару, затем очень нудный и протяженный траверс к стене Киншофера, прохождение самой стены и установка 2-ого лагеря, дорогу знаю, поэтому мне легче чем остальным. Поднимаемся бодро для первого раза.

nanga06

Место для второго лагеря совсем не удобное и сильно ограничено по местам, передвигаться по лагерю можно только по перилам. Начинаем лепить с Яцеком площадку под палатку, когда проходит 3,5 часа после начала нашего строительства, я предлагаю Яцеку все же поставить палатку, а площадку достроить завтра. Народ продолжает подходить во второй, последние участники поднялись уже в сумерках.

22 июня- Погода стоит, солнце! В лагерь поднимаются все новые и новые участники.Второй был похож на муравейник, куда ни посмотри, везде идет стройка. Казалось что места под палатки давно закончились, но шерпы из коммерческой экспедиции натягивают веревки в виде боксерского ринга фиксируя веревку на ледорубах и палках и начинают по периметру засыпать его снегом.

nanga07

Поход в туалет для меня был большой проблемой.
День близился к концу, вечер красивый, тихий.Не могу заснуть, вроде все хорошо, а внутри что-то не так, Яцеку тоже не спится. Как окажется позже тишина оказалась очень обманчивой.

nanga08

Утро 23 июня 6.30, просыпаюсь от того , что кто-то из палатки стоящей выше, истошно кричит в трубку спутникового телефона и просит вызвать вертолет.Яцек тоже проснулся, прислушиваемся, пытаемся понять что произошло, когда услышали что случилось, думаем что это чья-то очень глупая шутка, не может так быть! ) Потом доходит что это реальность, что прошлой ночью в лагере случилась беда...
Трагедия случилась вечером 22 июня между 10.00 и 11.30 вечера. На АВС напали 15 боевиков в костюмах пограничников с масками на лицах, причем они следили за лагерем еще днем, потому что примерно знали, сколько народу есть в лагере. Потом связали местных, нашего гида и т.д. Ребят связали в две группы семь человек и четыре (это все восходители, кто на тот момент находился в базе)и расстреляли в упор, потом по контрольному в голову.
Видим как над базовым лагерем начинают летать вертолеты пакистанской армии. Понимаем что экспедиция сворачивается, район будет закрыт на неопределенное время. Собираемся, и начинаем спуск вниз. Со второго лагеря пытаюсь домой отправить смску «Я жива», но как выясниться позже , она не дойдет до адресата.

nanga09

Спускаться стараюсь быстро, что-бы не задерживать перила, участников много. Спустилась в первый , подождав еще минут 20 и поняв что никто ближайший час полтора вниз не пойдет, начала спуск одна, в начале было хорошо – не страшно, но когда спустилась на ледник, а затем вышла на тропу было не по себе, все время казалось что кто-то притаился неподалеку, хотя наверное это было глупо.

Когда я спустилась в АВС, тел уже не было .... их на вертолете отправили в Чилас, затем машиной до Исламабада.

nanga10

Часть палаток отсутствовала, часть убиралась, третья часть продолжала стоять. На поляне стоял военный вертолет и много солдат. Люди сновали туда-сюда, ко мне подошел какой-то начальник с фотографом и попросили назвать свое имя и страну, затем меня сфотографировали, на этом идентификация моей личности закончилась. Подошла к своей палатке, ее не тронули, хотя совсем рядом были и сильно изрезанные палатки.
Палаток , которые стояли около кухни вообще не было, вещи ребят валялись просто так, у них украли деньги.
Собрала волю в кулак и подошла к месту где разыгралась трагедия прошлой ночью...
То, что я увидела было ужасно - трава,земля обильно залитая кровью и успевшая засохнуть и валяющиеся рядом гильзы , много гильз....

nanga11

Участники других экспедиций быстро паковали свои вещи в баулы и отправлялись с маленькими рюкзаками на поляну, примерно 30 минут от лагеря, где их должен был забрать вертолет для дальнейшей эвакуации.
Наша группа сильно тормозила, некоторые участники спустились уже затемно.Мы остались ночевать в АВС, военные выделили нам на нашу охрану 4-х солдат, те безусловно ночью дремали, оставшиеся палатки поставили вместе и улеглись «спать».
24 июня -На утро ребята заканчивают упаковывать баулы, маркируем свой багаж и оставляем его в лагере. Идем на легке к месту, откуда нас должен будет забрать вертолет.
Последний раз смотрю на гору, окидываю взглядом поляну, хороший был базовый лагерь...
Смогу ли вернуться сюда снова не знаю...

nanga12

Вертолет приземлился на военном аэродроме в Гилгите, оттуда минут 5 пешком и мы на военной базе, где нас ждут участники других экспедиций, успевшие улететь вчера. Выход в город запрещен, заполняем много бумаг , указывая в них свои данные Пока непонятно, что будет происходить с нами и с нашим багажом. Здесь уже есть мобильная связь, пишу родным и друзьям, в ответ получаю много теплых и нужных слов. После обеда выясняется, что наш багаж останется на поляне до «лучших» времен, нет погоды, со стороны долины никто не может подняться, район закрыт.

nanga13

Нас всех на большом военном самолете отправляют спецрейсом в Исламабад.

nanga14

nanga15

По прилету в столицу Пакистана нас встречает большое количество народа – это корреспонденты, журналисты, представители посольств наших государств, пакистанские чиновники и военные. Сразу нас начинают делить на группы по странам гражданами которых мы являемся. Я стою в стороне, ко мне подходит Саулиус и говорит, что мой почетный консул Латвии в Пакистане, связался с консулом из Литвы и просил мне передать, что снял для меня номер в гостинице и сам вылетел в Исламабад из Карачи. Саулиус должен ехать на опознание, это же предстоит и украинским ребятам. Россиян, украинцев, азербайджанцев везут в свои посольства, все происходит достаточно суматошно, я до конца не понимаю что происходит, меня сажают в машину представительского класса и везут в фешенебельную гостиницу. Гостиница отличная, номер шикарный. Но я одна и не знаю что происходит.Вечером прилетает почетный консул и селится в соседнем номере, объясняться с ним было безумно тяжело, я понимаю его, но он не понимает меня совсем, удалось договориться до того, что я смогу здесь жить три дня, за это время, как нас уверяли, должны были доставить наш багаж.

25 июня - Очень не хватает информации, да и ребят тоже, еду к ним в гостиницу. Тем временем со мной пытается связаться наш МИД, но безуспешно. На звонки в гостинице я не отвечаю, так как меня нет, звонки на мобильный не проходят, только смс-ки., в конце концов,дома их убеждают что со мной все в порядке. Постоянно идет противоречивая информация из разных источников по поводу нахождения нашего багажа.На сегодня назначен meeting « О жертвах Нанга-Парбата». На этом траурном собрании выступают много значимых для Пакистана людей. Все говорят об ужасной трагедии, скорбят и в то же время просят приезжать к ним снова.

nanga16

26 июня – С багажом по-прежнему ясности нет, почетный консул звонит в Ригу и дает информацию, что багаж должны доставить в Исламабад сегодня, откуда он это придумал неясно. Заканчивается третий день в гостинице, решаю лететь завтра с утра, дома начинают переоформлять мне обратный билет. Договариваюсь с Саулиусом на счет моего багажа, снова звонит консул, просит чтобы я никуда не уходила из гостиницы и что ночью за мной приедет такси и отвезет меня в аэропорт.
27 июня -Раннее утро, аэропорт, идет проливной дождь, гроза. Регистрация и все контроли пройдены, сижу в самолете , скоро должны взлетать, впереди в салоне ребенок заходится в крике, слезы начинают наворачиваться сами собой, и все равно что подумают рядом сидящие пассажиры, я даже не пытаюсь сдержаться.... последние дни прошли в постоянном напряжении, ожидании.... сейчас пришло осознание того, что все закончилось....сезон снова не состоялся, но зато цела и невредима.

На этом история не закончилась, спустя месяц в интернете появляется информация:

«Новый поворот событий с трагедией на Нангапарбате-Поздно вечером в понедельник в неспокойном районе Диамар провинции Гилгит-Балтистан на севере Пакистана была расстреляна группа пакистанских полицейских, расследовавших убийство иностранных альпинистов на Нанга-Парбат в ночь с 22 на 23 июня»

Недели через две после сообщения о нападении на следователей, пришла новая новость из Пакистана, что в ходе военной операции была ликвидирована террористическая группа, в числе которых были террористы участвовавшие в нападении на базовый лагерь под Нанга Парбатом...