Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

Школа альпинизма

Школа альпинизма клуба „Traverss" разработала программу обучения как для начинающих, так и для людей с опытом, которые хотят узнать что-то новое или закрепить мастерство.

Расписание тренировок

string(16) "Url is not valid"
Время работы скалодрома Понедельник-  19.00 - 21.00 Вторник-  19.00 - 21.00, тренер Александр Беляев Четверг - 19.00 - 21.00, тренер Владимир Степанов Пятница - 18.00 - 20.00

Детская группа скалолазания

Приглашаем детей в возрасте о 6 до 11 лет в детскую секцию скалолазания клуба "Traverss" .Скалолазание перспективный вид спорта, который прекрасно развивает ...

small gssИдея

Могу смело сказать, что нынешний жизненный этап начался у меня в 2006 году, когда первый раз я пошла в поход по берегу Белого моря. С тех пор многое изменилось, но с тех пор, чем бы я ни увлекалась, за плечами всегда был рюкзак от 20 до 120л. И всегда у меня была тоска по моим первым походам, хотелось чего-то такого, но не было хорошей идеи. И полгода назад она появилась. Я искала однодневый треккинг в районе Rudawy Janowickie в Польше. Один из маршрутов назывался Główny Szlak Sudecki. Нетрудно было найти, что его длина 365км, начинается он от города Paczków и заканчивается в Świeradów-Zdrój. Несколько лет назад он стал длиннее на 80км, но я решила идти только его историческую часть. Идея прохождения этой тропы утвердилась в моей голове достаточно быстро. Вот то, по чему я соскучилась, вот она идея, которая лежит на поверхности. Решено! Иду одна с Пасхи до майских праздников.

Маршрут

Полное название этого официального маршрута Główny Szlak Sudecki имени Mieczysława Orłowicza (Главная Судетская тропа имени Мечислава Орловича). Это туристическая тропа, проходящая по самым интересным местам Судетов. Исторически тропа вела от Świeradowa-Zdroju до Paczkówа (365км), но несколько лет назад её продлили до Prudnika (440км), включив горы Opawskie. У меня не было времени на всю тропу, поэтому я прошла её в изначальном варианте. Надо сказать, что каждый день я проходила на 10-20% больше, чем было указано по плану. Очевидно, это можно объяснить поправкой расстояний на реальном рельефе. Общий подъём по бумагам около 12000м.

По моим показаниям получилось так:

• 410км – общее пройдённое расстояние
  • 12800м – общий набор

Время от времени я, конечно, сходила с тропы и поднималась на горы, которые не включены в маршрут, например Снежник, Снежка. Эти горы не были включены в тропу потому что, когда она была проложена, горы лежали на границе государств и вход туда был запрещён.

Пролог

Составляла план долго, т.к. хотелось пройти за минимальное время, но запланировать меньше, чем за 11 дней не получилось. Хотелось не только пройти, но и переночевать в некоторых интересных для меня местах. Сбор рюкзака проходил более чем тщательно, а всё же меньше 8кг не удалось увидеть на весах. Честно говоря, я так не волновалась со времён первого похода, наверное. Слишком много неизвестного и за всё отвечаю полностью сама. С обувью вышел прокол, новые ботинки абсолютно не подошли, поэтому ехала в кроссовках и сандалиях. Каждый день мне предстояло проходить в среднем 35км, без поблажек на капризы погоды. Некоторые вопросы настолько терзали меня, что я даже написала семейной паре, которая прошла эту тропу и выложила информацию о ней на своём сайте. Они не только подробно ответили мне с приложением списка всех ночлегов, но и предложили освещать мой поход на своём сайте. Было очень интересно попробовать себя в таком качестве, но с другой стороны вызывало опасения, т.к. это ещё и ответственность перед другими людьми. Вляпываться, так вляпываться и я согласилась. Позже Dorota и Marek Szala даже прислали мне бумажные карты всех Судетов и помогли с другими вопросами.

Как это было

В Польшу я ехала на машине, т.к. это был самый оптимальный вариант для меня, хоть и думала об автобусе, самолёте и прочем. 15 часов нон-стоп, 1200км и я в юго-западной Польше. Стартовала я 19 апреля утром из города Paczków. В гостинице сказали, что я тут первая не только с Латвии, но и вообще с заграницы. Первая половина дня (1 день) была тяжёлой, потому что я наконец поняла, что затеяла и что впереди страшно сказать сколько километров. Было очень жалко себя. А вторая половина дня была тяжёлая, потому что нельзя в первый же день мучить организм 37 километрами. В Lądek-Zdrój поселилась у семьи Jurkiewiczej, которые сдают свободные комнаты, в Польше это называется agroturystyka, очень хороший и недорогой вариант ночлега.

как не пожалеть себя при таких видах

Слово о ночлегах. Все ночи у меня были либо в горных приютах, либо в таких agroturystyka. Оба варианта достаточно дешёвые и больше 50 злотых (12 евро) это не стоило. Я брала с собой спальник, т.к. в горных приютах при наличии спальника можно немного сэкономить, но сейчас понимаю, что это того не стоит, лучше уж сэкономить вес. На белье в приютах я сэкономила около 12 евро в целом. Ночёвка в agroturystyka, как правило, комфортнее, чем в горных приютах, но в последних атмосфера всегда интереснее. О ночёвках звонила и договаривалась вечером предыдущего дня, либо это делала за меня Дорота. Надо сказать, что и на Пасху и до майских праздников у меня не было проблем найти жильё. Большинство поляков всё-таки встречают этот праздник дома с семьей. А вот на майские следует позаботиться о жилье заранее. Везде была горячая вода и практически везде был WiFi. Самые запоминающиеся для меня горные приюты, это были Jaogdna и Samotnia, а agroturystykе Danczówka и Państwo Jurkiewicz. Всё субъективно, поскольку на впечатления наложились и обстоятельства именно того вечер и именно для меня.

Slawek Taborowy организовал для меня встречу и уже в первый день вечером меня навестил Zbigniew Piotrowicz с семьей, подарил свою книгу и неожиданно пригласил на следующий день на традиционный Пасхальный завтрак. Недолго думая, я согласилась и это, конечно, был необыкновенный опыт. Было очень приятно провести время в кругу настоящей польской семьи, тёплой и открытой. Смотрела на них, слушала их и наслаждалась этими счастливыми людьми. А в 11 уже начала свой путь на Snieżnik (1425m). Сегодня (2 день), в отличие от вчерашнего дня, на тропе стали встречаться люди. Дошла до приюта, оставила рюкзак, сбегала на Snieżnik и вернулась обратно. Хозяин приюта, узнав, что я русская принёс буклет, который гласил «Пансионат под Снежником». Я уже обрадовалась, что весь остальной перевод будет таким же забавным, но ожидания не оправдались. Приют был полный и, была та же беда, что с большими городами: людей много, а поговорить не с кем. После agroturystyki у Юркевичей, мне тут не особо понравилось. Общая комната с неугомонной молодёжью. Хорошо хоть и сегодняшний день меня уморил порядочно, так что шум мне не мешал.

Śnieżnik

Утро дня рождения (3 день) вышла с приюта уже в 6:30. Завтрака дожидаться не хотелось, да и не было времени. Долгий спуск в долину с массива Снежника отдался болью в ноге. Да что же я за развалина такая, первый день бёдра от рюкзака болели, второй день беспокоили мозоли, а теперь вот еле могу передвигаться. А впереди ещё 300км, и если так будет каждый день, то надолго меня не хватит. Спасали только звонки и сообщения с поздравлениями от друзей и близких, потом и это не помогло, пришлось пить обезболивающее. До приюта считала километры и часы. В отчаянии даже появлялась мысль автостопа, но она также быстро отступила. Наконец-то я доковыляла до приюта Jagodna. До сих пор помню радость встречи с этим ярко-зелёным строением. А внутри теплота и абсолютно непередаваемое ощущение спокойствия. И снова сюрприз: ночь в приюте в качестве подарка оплатили Marek и Dorota Szala. Сумасшедшие ( в хорошем смысле) поляки! Вечер прошёл с необыкновенно вкусным глинтвейном и ужином. В столовой (хотя так язык не поворачивается назвать это помещение) я провела весь вечер. Рядом мирно посапывали собаки, сновала хозяйская дочка, в кресле сидела её бабушка, попивающая горячее пиво, работники приюта мирно беседовали и играла успокаивающая музыка. Всё это создавало неповторимую атмосферу гармонии. То, чего так хотелось именно в этот день. Худший день и лучший вечер всего похода.

Слово о Погоде. Могу сказать, что с погодой мне откровенно повезло. Она была значительно лучше, чем во всех прогнозах. В основном, все дни было больше или меньше, но пасмурно. Поэтому виды были так себе, зато идеальные условия для хождения: ни жарко, ни холодно. Весь поход прошла в термомайке с длинными рукавами. Когда на 8 день начало светить солнце больше, чем обычно, сгорели в лохмотья уши. Во время похода я успела полюбить дожди, хоть и были они не так часто, как могло бы быть. Они как-то особенно умиротворяюще действовали на меня. Хотя надо честно признаться, что основные ливни я пережила под крышей :). Не представляю, как люди идут эту тропу летом.

Утро (4 день) было необычайно тёплое, настроение отличное, а запах леса просто божественный. Как я люблю раннее утро в лесу и горах! Поэтому и встаю рано, чтобы не пропустить эту сказку. Природа только просыпается, ты тоже, виды и ароматы фантастические. Сегодняшний день (4 день) был первый после праздников, а значит наконец-то всё открыто: магазины, кафе. И я уже обрадовалась, что хотя бы попью чая утром в посёлке Zielienec. Как бы не так, подъёмники на горном курорте работали, а кафе нет. Межсезонье, хотя оно имеет и определённые плюсы. После полудня начался настоящий дождь, тот который меня пугал своей тенью уже несколько дней. Удивительно, но я ему обрадовалась, хотя ещё больше обрадовалась, когда наконец дошла до города Duszniki-Zdrój и съела там куриный бульон с вермишелью и тёплую шарлотку. Она была настолько вкусной, что думала съем вместе с тарелкой. После города последний рывок по говнам. Это были самые зачётные говна на всей тропе. Местами глубиной более полуметра. Приходилось скакать в своих сандалиях по этому безобразию. Так и доскользила до Danczówa. Это маленькая деревушка и вариантов ночлега было немного, т.е. один. Когда накануне позвонила я, цена была 100 злотых (25евро), когда позвонила Дорота, то договорилась на 50, но когда я за тарелкой супа начала рассказывать о себе, то ночлег с едой обошёлся мне в 30 злотых (7 евро) со словами «ну просто, чтобы не бесплатно уже» :) А надо сказать это было самое комфортное место на всей трассе: с работающим радиатором и тёплым полом в ванной. Это то, что было так необходимо после дождливого дня. До сих пор с улыбкой вспоминаю тот дом и хозяйку.

Сегодня (5 день) по плану Столовые горы. Тут можно встретить очень интересные и красивые места. Вышла в 6 утра, а в 9 уже стояла у входа в Błędne Skały (Бледные скалы). Вообще обычно вход в этот лабиринт платный. Но у меня ситуация иная: льёт дождь, касса закрыта и надпись гласит «тропа закрыта, вход под собственную ответственность». Я человек ответственный, поэтому пошла. Красиво, а ещё хорошо, что под очередным нависающим камнем смогла спокойно съесть шоколадку. Вообще сегодня длинный маршрут, но это не мешает мне кроме Бледных скал зайти ещё на Szczeliniec Wielki. А оно того стоит. Тут попробовала знаменитый горячий шоколад, который, действительно, похож на шоколад, а не коричневую воду с какао. Да и формации скал, мне показались интереснее, чем в Бледных скалах. Но, если в Бледных скалах я была одна, то тут уже много туристов. Правда там это было 9 утра и дождь, а тут 12 дня и солнце. В моём конечном сегодняшнем пункте Ścinawka Średnia ГПС показывал 48км и 1200м набор. А состояние такое, что могу пройти ещё как минимум половину того, что уже прошла. Но ночлег зарезервирован, и всё что не по графику, нафиг, нафиг, нафиг. Единственное место, где меня не кормили, и пришлось сбегать до Biedronki за едой. Вышло даже дороже, чем обычно, т.к. нарушила основное правило похода в магазин «не ходить голодным»

Слово о еде. Это точно то, что не было моей целью в мероприятии. Был завтрак – хорошо, нет, значит, может, будет обед, ну или хотя бы ужин. У меня было ограничение по весу, поэтому термос сознательно не брала, но может быть полезен при ранних выходах с приютов. Самым частым утолением голода были шоколадные батончики: компактно, быстро и эффективно. Нет, не надоели :) Пол литра воды хватало в течение дня. Ещё литр чая выпивала вечером. Магазины встречались практически каждый день, но небольшой запас провианта всегда был с собой. Travellunch проносила без надобности. В приютах кухня работает, как правило, до 8, бар до 9-10. В агротуристиках в основном люди не готовы, что ты хочешь ужинать. Так что лучше это оговорить заранее. В большинстве случаев в агротуристиках меня потчевали сырной и ветчиной нарезкой.

День следующий (6 день) – Совьи горы. День ничем особо не примечательный, спокойный умиротворённый. Поднимаешься на широкий гребень (200-500м) и маршируешь себе вверх вниз, вверх вниз. Очень много возвышений, называемых вершинами. Скрыться от дождя не удалось и за 10 минут до Przełęcz Jugowska (Юговский перевал) ливануло. Благо меня там ждал местный житель Макс. Суровый мужчина и необычный человек. Сразу отвёз меня в ресторан. Заходить мне было неудобно, потому что не знаю, что было хуже: мой вид или запах. Но он меня заверил, что часто приходит сюда в ещё более не презентабельном виде. Успокоил :). А вечером самодельное вино, деликатесы, неизменный литр чая и, самое главное, беседы.

кто-то шорты потерял

После прощания с Максом (7 день) настроение было слегка грустное, как всегда, после тёплых встреч. Но уже вскоре меня развеселил рабочий, встретившийся мне на вершине Wielka Sowa: - Пани пришла одна? - Да. - А Пани не боится ходить в лесу одна, там же косули и другие звери? Я только улыбнулась в ответ. Пока все звери меня боялись больше, чем я их. Сегодня день отдыха, по бумагам мне надо пройти только 28км. И что интересно, такие короткие дни давались тяжелее, чем более длинные. Тело получало сигнал «сегодня должно быть легко». И организм, как всякий нормальный организм, после такой команды расслаблялся. На одном крутом склоне нога в очередной раз крякнула и окончательно перестала болеть. Оказывается нужен был крутой склон :) Вечер и ночёвка в приюте Andrzejówka ничем выдающимся не запомнилась, я ожидала, честно говоря, большего.

Слово о рельефе, тропе и режиме. Тропа практически всегда проходит по не крутой, но холмистой местности. Очень часто это именно лесная дорога: заболоченная, грунтовая или просто тропинка. Классических крутых горных троп фактически нет. Иногда встречаются значительные участки по асфальту. В массиве Снежника и Карконошах много выложенных тропинок из камней. Не раз приходилось пересекать луга и поля, при переходах от одних массивов к другим. Если тропа идёт через город, то практически всегда она ведёт через центр города, где обычно сосредоточены самые главные строения. В целом тропа хорошо помечена, но каждый день я хоть раз немного сбивалась с пути либо по невнимательности, либо всё-таки из-за отсутствия маркировки на небольших, но ключевых участках. В таких случаях очень выручал ГПС. Каждый день я приходила на ночлег в около 5 дня. Выходила обычно в 6-7 утра, но была и пара поздних выходов. В первые дни я старалась идти в режиме 50-10, но потом этот график стал мешать и я уже жила вне часов.

А вот утро 8 дня отметилось поиском нужной тропы, крутым склоном горы Bukowiec, спускаться с которой пришлось местами на попе (не по своей воле, конечно же :) Вообще Góry Suche (Сухие Горы) запомнились крутыми склонами. Вскоре после спуска с Bukowca был такой же крутой и неприятный подъём на Lesista Wielka. Неприятный он был ещё тем, что пришлось продираться сквозь кусты. Итог: полностью мокрая майка и 3 клеща. Одного даже пришлось выкручивать голыми руками. В Krzeszówe посетила прекрасную базилику, куда все нормальные пилигримы приезжают на туристических автобусах. В следующем городке Lubawka устроила себе праздник желудка: кофе, чай, мороженное, пирожное. Зачастую такие мгновения - единственные маленькие радости на тропе. К 6 вечера достигла очередной ночёвки в маленькой деревушке Szarocin. Снова 48км на приборе, и снова рвусь идти дальше, но план есть план.

Улица Героев Сталинграда Наконец-то я дошла до района Rudawy Janowickie (9 день). Именно найденная тут тропа послужила импульсом ко всему походу полгода назад. Но, красная трасса, как оказалось, проходит мимо самых интересных скал этого парка. На 9 день я могла ходить так, что первая остановка понадобилась только через 4 часа после старта, естественно, чтобы съесть очередную дозу глюкозы . Участок от Mysłakowic до Karpacza тянулся неимоверно долго, особенно асфальтовая часть. Хотелось поскорее попасть туда, где я уже однажды была - Karpacz. С самого начала хотелось спокойно провести в этом горном городке некоторое время, что я и сделала. Karpacz ещё больше укрепился в моём сердце. А после рванула в приют Samotnia. От переизбытка влаги в организме бежала так, что обогнала все возможные тайминги на указателях. Полгода назад я была тут, и была проинформирована, что это самые живописные место и приют в окрестностях. Но тогда я понимала этот глазами и умом, а сейчас всем сердцем. Я стояла рядом с приютом и вдыхала горный запах, не спеша войти внутрь. А внутри меня ждал очередной громадный польский сюрприз. Быстрым и уверенным шагом я вошла в приют, направляясь к отрытой комнате администрации. Стоявшая возле двери женщина бросила мне через плечо: «это Анастасия, но она ещё пока не знает кто я». Когда я переварила фразу и обернулась, то всё равно не сразу поверила. Это была Dorota Szala. Marek Szala был неподалеку. Отчёт писался часа 3, поскольку я до конца вечера не могла поверить, что люди приехали ко мне в гости с другого конца Польши. Я понимаю, когда я иногда могу быть сумасшедшей, но другие!.. :)

Слово о снаряжении. Меня немного подвели ботинки Zamberlan, купить купила, а разносить не смогла. Брать горные или тяжёлые треккинговые на такой маршрут, казалось неразумным, поэтому взяла кроссовки и сандалии Keen Whisper. Кроссовки из-за неудобных стелек, стали быстро натирать мозоли, поэтому на четвёртый день я одела сандалии и прошла в них остальные 300км. В дождь меня спасали чудесные непромокаемые носки SealSkinz, а в сухую носки Thorlo. Обувь в таком мероприятии – это основа. На ногах штаны, которые в клещеопасных местах превращались в шорты, а сверху термомайка с длинными рукавами. Палки Black Diamond Trail живут уже пятый год и записали себе в карму ещё 400км. Пластырь «вторая кожа» вещь полезная, но не хуже спасал и обыкновенный ленточный пластырь. Плащ от мощного ливня оказался лишним, но я думаю, что это было своеобразным амулетом. На всё время обошлась парой маек, т.к.часто была возможность стирки. Пуховый жилет ни разу не доставала. Но всё это обуславливалось попросту идеальными условиями погоды.

Утром (10 день) долго спать не могла. Ещё не было 7 утра, как я пошла на Śnieżku (1602 м), высшую точку моего маршрута. На вершине из туристов в тот день, думаю, я была первая и за это меня ждала небольшая награда: панорама на все 360 градусов. Через 10 минут всё закрылось тучами и уже не открывалось весь день. Проходя над Самотней, обернулась, и передо мной открылся живописный вид. Постояла, постаралась записать на подкорку каждую деталь и нехотя двинулась дальше. Ещё через час небо громыхнуло и просыпалось на меня градом. А ещё чуть позже мне составил компанию такой же одинокий попутчик. Мы с ним дошли до самого приюта Szrenica, развлекая друг друга разговорами и постоянно пересекая чешско-польскую границу. Законно! Ведь это тропа польско-чешской дружбы :) Мой новый знакомый 4 года назад тоже прошёл Судетскую тропу, только сказал , что было тяжеловато с 30-килограмовым рюкзаком. :) Также за 10 минут до туч, успели посмотреть часть массива Śnieżne Kotły, излюбленное место альпинистов зимой. Хотя я не уверена, что лазить тут законно, но любить его, они любят :) До этого я видела этот скальный массив только снизу. Сверху он впечатлил намного больше. Выглядел суровее и неприступнее. Как много раз повторял мой попутчик «Тут могли бы быть прекрасные виды, но… не в этот раз». В чём-то он прав. В прошлый раз Karkonosze прошли для меня в тумане, сейчас с частичной видимостью. Тенденция всё же радует. Горный приют Szrenica находится прямо на вершине Szrenica. Вечером снова встретились с Доротой и Марком. У них сегодня был свой маршрут. Все были довольны днём, и остаток вечера мы провели в долгих беседах. Не верится, но завтра последний день.

Karknosze как на ладони

Śnieżka (1602m)

Śnieżne Kotły

2014.04.28 19dmszala

Проснулась в 5 утра (11день) и сразу из соседнего номера пришла смс «посмотри в окно: рассвет и море облаков». Выглянув в окно, я настолько была впечатлена, что решила сходить на Szrenicu. Оделась и уже через полминуты была на вершине :) Стояла долго, пока облака не начали переплывать через меня. Было слишком рано и пришлось заставить себя поспать ещё полчасика. Вышла рано и сегодня первый день, когда я включила музыку на телефоне и пела до самого водопада Kamieńczyk. То ли было рано, то ли снова не сезон, но касса и калитка были, естественно, закрыты. Как-то справилась с этим препятствием, а водопад, действительно, оказался большим. Szklarska Poręba могла бы остаться в памяти чудесным городом, если бы хоть одно кафе было бы открыто в 8 утра. Góry Izerske имеют в основном торфяную почву (здравствуй Латвия!). Особенно я отлично это прочувствовала на перевале длиной километра два под названием Mokrą Przełęcz (мокрый перевал). Настоящие торфяные водяные болота, как у нас. Пришлось их пролететь, т.к. впереди у меня очередное задание не по маршруту: сходить до Chatki Górzystów и отведать самые вкусные блинчики в округе. Бешеной собаке 5 километров не круг. По указателям до туда и обратно полтора часа. Оставив рюкзак в укромном месте в лесу, я побежала… Акция «блинчики с черникой» заняли 1:20, с поеданием, действительно, вкусных блинчиков. Всё, последний рывок до Stogu Izerskiego и вниз в Świeradow-Zdrój. Из Chatki Górzystów выходили мы вместе с Марком и Доротой, только мой путь был на 50 минут длиннее, поэтому пришлось попотеть. Слегка ошалевшая я прибежала в город, где сразу чуть не наступила на асфальте на ужа. Марек и Дорота поджидали меня в городе и довели до точки,.. точки маршрута.

2014.04.29 15dmszala

Итоги

Планируя маршрут, я даже не представляла, насколько это окажется интересным приключением. Хорошо, что в первые дни у меня не были запланированы эти сумасшедшие расстояния более 40 километров. Первые 3 дня было очень тяжело, а потом втянулась и получала огромное удовольствие от процесса. Чем сложнее и длиннее дистанция, тем лучше я себя чувствовала в конце дня.

Самое главное это люди, которые помогали мне на протяжении всего маршрута; люди, которых я встречала на своём пути; и просто люди, которые не были равнодушны. Без всех них это была бы совсем другая история. Особое спасибо Дороте и Мареку Шала, а также Таборовому Славеку, за то, что сделали мой путь интереснее и легче.

До сих пор с грустью и радостью вспоминаю своё пребывание в Польше, поскольку за эти 2 недели успела полюбить эту страну ещё сильнее.