Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

archa annaСпасибо огромное Олегу за организацию поездки, за постоянный присмотр за нами, спасибо огромное Сан Санычу за неистощимую энергию, тренировки, восхождениия, песни и анекдоты, спасибо огромное Коле, Мише, Оле, Кате и Наде за потрясающую атмосферу в поездке, веселье и чувство команды, спасибо всем (а это огромное количество людей!), кто нас поддерживал и ждал! Спасибо!

Шрайбер – так, что ли, сказал Сан Саныч, глядя, как я в очередной раз «по-папарацски» вытащила фотик? Шрайбер – персонаж из учебника по немецкому языку, вечно всё фиксирующий на фотоаппарат и в блокнотик. «А блокнотик у меня, кстати, тоже есть» - «А я и не сомневался».

1-ый / 2-й день: Turkish Airlines «рулит»

Наша группа изначально разделилась на две: летящие через Истанбул с промужутком между рейсами в сутки (я, Оля, Надя и Коля) и летящие с относительно небольшим рейсовым перерывом через Москву (Олег, Миша и Катя). Миша (впрочем, как и любой из участников) мог бы написать свою историю, она у него в эту поездку, особенно что касается полётов-перелётов, оказалась очень запутанной, но я расскажу свою.

Долетев до Истанбула (как я люблю, когда авиакомпания кормит J), мы решили в информационном центре узнать, где есть поблизости дешёвые хостелы – всё-таки сутки без сна было бы жестоко. И тётечка нам сказала: «Фри хотель», не выходя из аэропорта и направо. Причём сказала с таким проноунсом, что мы не поняли, это «бесплатный отель», «три отеля» или вообще что-то связанное с картошкой фри. Но пошли в указанном направлении. И, о чудо, нам зарезервировали гостиницу, а после приблизительно часа ожидания в кафе «Starbucks» нас в числе других, повели к автобусу. Перекличка была смешная – фамилии были исковерканы, но узнаваемы. Я стала Козоровичкой (нормально J), Колю окрестили Николью (Nikol).

(городская трамвайная узкоколейка в Истанбуле)

Отель «Golden Age» – 4 звезды в центральной части Истанбула. Завтрак включён. Двухместные номера. Да ещё нас до отеля, а на следующий день до аэропорта довезли на автобусе. Шик! Хотя было уже довольно поздно (наверное, уже позже 9-ти вечера), мы пошли гулять по городу, посидели в каком-то ресторане-пассаже, а потом... потом нас с Олей заманили на дискотеку ;) – такой чёрный красивый турок, с бородкой, как у Мефистофеля, проведший нас в зал по корридору с горящими факелами по сторонам... Скажем так, нас не заманили. Оля была «за», я была не против. Коля и Надя решили не бузить и отправились в отель спать.

4Ночь в Истанбуле – отдельный рассказ. Дискобар без танцпола, но с кучей столиков и барных стульев. Отличная вытяжка – курят в Истанбуле без ограничений, в т.ч. в помещениях, а мы на следующее утро с Олей не почувствовали, что пропахли сигаретным дымом. Мы были одними из первых в зале, бармены выставили нам по коктейлю, принесли орешки. Всё для туристов. Потом стали подтягиваться местные. Начались танцы. Мы заказали по виски и «выпали в осадок», узнав цены (10 евро за 50 мл или что-то в этом роде). Потом, чтобы не потерять клиентов, бармены снова выставлялись, принесли фрукты с шоколадкой.

(местные коты крупнее наших и у них совершенно другое выражение "лица" - турецкое, наверное. На фото - нетипичный для Истанбула кот ;))

Чем завершилась наша гулянка? «Отбит» турок Эмрах: он проникся Олей, даже розочку умудрился достать откуда-то и подарил, ничего не смогли сделать даже местные «красавицы», пытающиеся перевести на себя внимание довольно грубым образом. Эмрах и в кальянную нас потом сводил, и помог найти дорогу к отелю, даже номер своего телефона оставил, чтобы мы на обратном пути из Бишкека с ним связались. И всё это при полном незнании им – английского языка, нами – турецкого. Но тем не менее – пообщались ведь!

5(после рижской зимы тёплая, хоть и серая, погода в Истанбуле не могла нас не радовать)

В отель вернулись к шести утра, чтобы поспать часа три и успеть на завтрак, а потом снова пошли гулять по Истанбулу уже до самого вылета в Бишкек.

3-ий день: Аэрофлот «на мыло». Бишкек

Не прилетел Олин багаж. Но сомнений, что прилетит не было. И прилетел ведь. Всё-таки Turkish Airlines зарекомендовала себя, как очень заботливая авиакомпания. Пришёл Сан Саныч. Дождались ребят из Москвы – и Мишин багаж не прилетел! Для проформы подождали следующего рейса из Истанбула и поехали в город. Спать нет смысла, едем закупаться на рынок. Всё, начались мои завхозовские будни J. Список в руке, и понеслась. В этом году мне повезло – подсчитанные количества продуктов нисколько не были урезаны (в отличие от прошлого года), напротив, было куплено больше мясного. Однако, и без проколов не обошлось. На следующий день уже в а/л «Ала-Арча» я обнаружила, что нет пряников и печенья. Вообще! Забыли на прилавке.

(фото Кати Герасимович)

«Джалал-Абад». Сан Саныч хотел, было, уговорить нас покушать где-то ближе к дому, но Олег был непреклонен – традиция! И по традиции мы в этом халяльном заведении пили «чай без чаинок», то бишь «Кыргызстан» ;).

(в Бишкеке уже весна полным ходом... (фото Кати Герасимович))

(фото Кати Герасимович)

В а/л «Ала-Арча» остановились на метеорологической станции. Там проживает Радик, он же Родион – куряга и алкаш. Человек, наверное, неплохой, но уж больно опустившийся. Было забавно и грустно одновременно, когда он стал, пока я разбиралась с продуктами, делать мне комплименты и всячески кокетничать. Сан Саныч, Оля и Миша уехали вниз в город, ждать, не придёт ли утерянный багаж. Мы же провели оставшийся день в сборах рюкзаков на завтрашний тяжкий подъём (и это при том, что часть продуктов была сдана Сан Санычу «на обмен» аналога наверху у хижины Рацека).

4-ый день: «С утра подъём и тяжкий взлёт» (из песни Сан Саныча)

Подъём к хижине Рацека, наверное, всегда тяжек. Тащишь рюкзачище со всем скарбом. При том, что не надо было затаскивать наверх «обменные» продукты (а их было около 10-ти кг), что около 15-ти кг были оставлены Олегу на вторую ходку, у нас – женщин – рюкзаки были килограмм по 20-ть. Косметичка слишком тяжёлая, что ли ;)?

(небольшие полежалки после ёлочек по пути к хижине Рацека)

В этом году идётся легче. До ёлочек вообще прямо в удовольствие. Да и после вполне терпимо. Только последний взлёт уже выматывает. Но нет ощущения «умираю», как в прошлом году. Даже какой-то расслабон – перед последним взлётом мы с Колей зависаем на камушках. Хорошо, красотища вокруг – склоны как будто сахарной глазурью покрыты, солнце греет, тепло, хижина уже близко, всё только начинается...

(Катин "хвостик-пальмочка" радовал нас каждый день :))

А на обед – суп с настоящим мясом. Эксперимент с моей стороны в этом году. Слышала, что Юта отлично использовала мясо в рацион здесь же. Надо пробовать. Супчик в автоклаве (дальше – Клава J) удался на славу, все довольны, даже несмотря на то, что обед был совмещён с ужином, т.е. сэкономлена одна еда.

("Дас изюм ин Бишкек ист фантастиш!")

С нами в хижине какой-то немец с местным инструктором Олегом. Удаётся вспомнить давно забытый язык. Смешно, но и сразу после школы я бы не знала тех же слов, что и сейчас – курага, снаряга, восхождение J. Немец сходил на Учителя и собирается завтра вниз.

5-ый день: Голубое озеро и Мишины рейтузы

Подъём в шесть утра. Общий завтрак. Олег с Колей уходят вниз за оставшимися продуктами, там же они должны встретить Сан Саныча, Олю, багаж которой привезли, и Мишу без багажа.

(в момент раздумий о недолетевшем багаже)

Миша у нас – «босоногий мальчик», ведь у него ни тёплых вещей, ни спальника, ни, главное, горных ботинок! Спальник – какой-то уж очень засаленный – нашли в Бишкеке. Засаленный настолько, что мы боимся, он будет отблескивать ночью, если на него посветить фонариком. Потом уже наверху у хижины Рацека хижник Рома даёт Мише свой спальник. Куртку-ветровку Мише даёт Олег, носки – Оля, подштанники у Миши вообще модные – в бишкекском «сэконде» купленные серые женские рейтузы размера XXL: вечерами Миша, лёжа на спине на втором этаже настила в хижине и упёршись ногами в потолок, элегантно поправляет их. Даже с ботинками повезло – по другому не скажешь, ведь тут нужны двойные ботинки, а у Миши ко всему 46-й размер ноги! Ботинки находятся у местного инструктора Артура. Так что при всех неудачах, свалившихся из-за «Аэрофлота» на Мишу, благодаря Мишиной смелости принять вызов и не отказаться от попытки осуществить намеченное, отзывчивости окружающих и на редкость тёплой («Вы приехали в лето», сказал Сан Саныч) погоде, сборы для Миши прошли отлично, как мне показалось J.

(Голубое озеро, обеспечившее нас "твёрдой" водой на пару дней)

Олег с Колей ушли вниз, а мы – я, Катя и Надя – ещё на пару часиков залегли спать. А куда спешить? Потом прогулялись в сторону хижины «Наука». Я бы даже сказала, в направлении, потому что потом выяснилось, что ушли мы не туда, куда нам сказал Олег J. Но прогулка всё равно была приятной, неспешной, акклимушечной. У Голубого озера (вряд ли оно так в жизни называется, но почему бы его так не назвать, если оно действительно голубое ;)?) накололи кучу льда: хотя погода ясная и тёплая, снега практически нет, ручеёк у скал ещё не проснулся, вода доступна только в твёрдом виде. Нашу прогулку омрачило только одно – где-то выпал Надин фотик, её попытки найти его не увенчались успехом. Ну... значит, Надя ещё вернётся в Ала-Арчу!

(скупая, но всё равно очень красивая флора зимней Ала-Арчи)

Первым поднялся к хижине Рацека Сан Саныч – не удивил. Он везде первый, спрашивал, до какого возраста он будет скакать по Горам... Да он нас всех вместе взятых перескачет J. «Выйду на пенсию, буду с палочкой ходить». «И всех обгонять», добавляет Коля.

(Аксайский ледник - такая мощь!)

Перед сном, хочешь не хочешь, а на улицу выйдешь. И не просто на улицу, а за морену. Понятно, за чем ;). Темно. Нет – не темно, почти полнолуние. Луна, как фонарь, всё освещает. Блестит Аксайский ледник. И эти звёзды... Узнаю только пояс Ориона и Большую Медведицу. Да всё равно, что это за созвездия. Стою вся в звёздах, тишина и глубина. Непередаваемые ощущения, которые получаю только в Горах.

6-й день: День Куража

Куратор куража – так Миша назвал Сан Саныча. Не без оснований J. Идём на Аксайский ледник: ходить, бегать, прыгать на кошках, одним словом – куражиться. 18

(наш бессменный Куратор куража :))

Ледник по сравнению с прошлым годом потаял: там, где в прошлом году был толстый слой голубого льда, теперь полувытаившие песочно-ледяные площадки с «впаянными» камнями. И тренировка усложнилась с прошлого года. Мы уже не только прыгаем на месте на 180º и 360º, мы теперь в прыжках вокруг себя должны по ледовому склону спускаться, имитируя потерю равновесия! А что её имитировать – после двух-трёх оборотов просто начинает нести, и тут уж «жить хочешь, будь акробат» (опять же из песни Сан Саныча) J. В этом году, конечно, уверенности на льду больше. И здоровья больше – не зря бегала ;). Однако, страх боли в тех же масштабах, и это сковывает. Солнце шпарит, время летит и начинают вытаивать камни наверху ледника, грозя опасным обстрелом.

(вытаивающий Аксайский ледник)

Попробовали походить на фифах – Оля, Катя и Миша впервые. Похоже, больше всех прониклась Катя, только вот терминология Сан Саныча не сошлась с Катиной. Лягаемся на фифах – это неологизм, определённо. Мишу всё больше тянет к «тяпкам», он потом и на маршруте, и на тренировках в связках работает на ледовых инструментах. Оля как-то неудачно встала на фифы и, потеряв равновесие, довольно сильно обшкрябала об лёд руки. На счастье, руки к концу поездки практически зажили, и вообще эта была самая большая травма за всю поездку.

("Ну что, инфантильные, покуражимся?" (фото Кати Герасимович))

СМС-Гора теперь стала Интернет-Горой: хижник Рома уходит туда, как в Интернет-кафе, на длительное время. Наши же телефоны с трудом находят оператора. Может, во всём виновато наползающее снизу облако? Как бы то ни было, но в этот раз лишь Кате, и то на короткое время, удалось связаться со своими.

(первая ледовая тренировка у Сан Саныча всегда выматывает)

Облако доползло до хижины Рацека и погрузило всё в густое молоко. Завтра по плану восхождение на Учителя. Хоть бы облако не помешало! А в хижине поёт на гитаре Сан Саныч. Я – фанатка, даже слова песен знаю J. Некоторые – новые, хорошо забытые старые. Смотрю, как играет Сан Саныч, и, как и в прошлом году, думаю, надо бы научиться играть на гитаре, чтобы вот так же душевно вечером сидеть с друзьями и знакомыми где бы то ни было...

7-й день: Самомучитель

(наш караван на Учителя)

Учитель 1Б. ~4500 м. Акклиматизационное восхождение. Требуется терпение. А остальное – ходьба, ходьба, ходьба. Никакой снаряги и специальных навыков. Помню, как было в прошлом году, как я тащилась, умирая (не от горняшки, а от того, что тупо не хватало физухи), в самом конце группы, как Олег подбадривал и находил слова для поднятия упавшего ниже нуля духа. В этом году почти удаётся не отставать от Сан Саныча. Правда, это явно при том, что он специально себя тормозит. Раскусив, кто в группе идёт медленнее всех, Сан Саныч ставит его за собой, и мы идём, подстраиваясь под этот темп. Очень щадящее восхождение.

(вид с вершины Учителя)

Однако наверху, как это свойственно для Учителя, поднимается ветер: резкий, пронизывающий. Тут без пуховок не обойдёшься! Хотя нет, Миша-то вон обходится! Не по своей, правда, воле.

(Фотоснайпер Миша)

На вершине как-то хаотично фоткаемся и начинаем спуск. Предложение Сан Саныча спуститься быстрее на кошках по снежному склону отклоняется. А было бы любопытно... Поэтому бежим вниз по камням. Ноги уже привычнее к сыпухам, уже появляется некий автоматизм в постановке ног, от этого и темп увеличивается, да и с уверенностью меньше шансов подвернуть ногу или споткнуться. Насколько в прошлом году мне было стыдно за свою хилость, настолько в этом году приятно осознавать прогресс в плане физухи, и Сан Саныч это тоже подмечает.

(наш Проводник)

Внизу у хижины Рацека безветрие. Солнце. Мы вылазим на крышу хижины (говорят, Рома-хижник этого не любит, сгоняет оттуда), загораем, разлагаемся. Разложилось и мясо: на вид-то нормальное, а запах... Стухло. Пришлось выкинуть на радость птицам-падальщикам. Буду знать: мясо надо сразу приготовить. Или же закопать в кастрюле в снег. А то тут при плюсовой температуре днём «холодильника» не получается.

(фото Кати Герасимович)

На крыше классно. Компания у нас чудесная. Высказывается предложение переименовать Улителя в Мучителя. Что-то в этом есть! Но ведь всё добровольно, ведь сами идём? Значит, Самомучитель!

(фото Миши Томсона)

Со стороны а/л «Ала-Арча» к нам пытается заползти облако, но ему это не удаётся.

8-й день: Две вершины и Harlem Shake

Я и Надя в прошлом году были на п.Олега Кошевого 3А. Оля после Учителя уже не хотела сыпухи и длительной «пилёжки» по камням. Миша тоже жаждал какого-то более техничного маршрута. Поэтому Сан Саныч повёл нас на п.Рацека по 2А. Олег же с Колей и Катей пошли на Кошевого. В результате все остались довольны.

(Олег, Коля и Катя на п.Олега Кошевого (фото Кати Герасимович))

Подход к п.Рацека короткий, хотя идёт по морене довольно круто вверх. Идёт мимо Аксайского ледника, который на повороте весь растрескался эдакими сераками. Тут же – ледяной «лоб», манящий своей гладкой блестящей поверхностью. Наш маршрут скальный: с перемычки Сан Саныч первым уходит вверх, провешивая нам всем перила. Верёвки короче, чем было заявлено, приходится чаще делать станции. Когда-нибудь, может, и я это буду делать, а пока просто смотрю, стараюсь понять, что надо учитывать при организации станций, как их лучше всего организовывать. А в остальном – жумарь себе и старайся не сбросить на товарищей внизу какой-нибудь «живой» камень. Наших верёвок – 4-ре. Думаю, в гораздо более медленном темпе, но и я могла бы первой тоже пройти. Было бы интересно. Полезно для опыта.

С вершины видно наше Голубое озеро, ледник у Коронских ночёвок, наша морена у хижины Рацека.

Спуск по пути подъёма, а внизу у хижины Рацека разбор. «Что за допрос?» спрашивает Надя. «Ты ещё не знаешь, что такое допрос. Это – опрос», отвечает Сан Саныч. Разбор, на самом деле классная вещь. Выражаешь всё: подмечаешь удачные моменты восхождения, ошибки и промахи, свои и напарников, можешь покритиковать инструктора, в общем высказываешь всё наболевшее за восхождение. А это и эмоциональная разрядка, и работа над ошибками и возможность учесть многие вещи в следующий раз.

(вид с п.Рацека)

Разбор показал, у кого какие ожидание от поездки, какие амбиции. Потом мы уже между собой дискутировали о разрядах: пока ты жумаришь за инструктором, ты не можешь звать себя альпинистом. И разряд в таком случае – просто цифра на бумаге. Правда.

После возвращения ребят с Олега Кошевого и обеда мы снова расположились на крыше хижины. И тут-то начались дикие фантазии: о спуске по ледяному «лбу» в жестяном тазике с местной свалки, о сноуборде неподалёку от сарайчика Сан Саныча на двери с той же свалки и о прочих спусках по леднику на подручных средствах. Дикие фантазии подвели нас к идее снять клип a la Harlem Shake. Вечером в отсутствие Олега мы бурно обсуждали «сценарий», составляли списки реквизитов... А завершился вечер чем-то вроде флеш-моба: в хижину вошёл Олег и мы все разом засобирались и отправились за морену ;).

9-ый день: Тренировочный

Моё «завхозство», вроде, идёт достаточно успешно. По крайней мере, если сравнивать с прошлым годом. Хватает всего и, похоже, никто не голодает. Учёт продуктов веду каждый день, знаю, что, где и сколько на полках. Но сегодня с утра меня «раскусили» – в сонном состоянии я – беспомощный завхоз ;). Незадолго до подъёма к нам зашёл Сан Саныч: видимо, до общего завтрака не хотел ждать, пришёл за продуктами, чтобы позавтракать самому. Дозваться до меня ему не удалось, пришлось дёргать за ногу, после чего последовал вопрос, можно ли взять пюре и колбасы. Честно, я отвечала. Утвердительно, конечно (ну тут ещё субординация имеет значение, ну как откажешь в еде нашему Сэнсэю! Себе же хуже может обернуться ;)!), но на последний вопрос Сан Саныча: «Ты спишь?» я не могла дать утвердительного ответа. Вот и пойми, понимала ли я реально, что разрешаю ;)?

Идея о Harlem Shake не была забыта: по-тихому по рюкзакам заныканы реквизиты – две кастрюли, половник, блестящие коврики-пенки, спальник, веник и журнал «Огонёк». Не удивится ли Сан Саныч, что Катя на тренировку берёт свой большой рюкзак? Не удивился. Не заметил или не подал виду. Мало ли! Мы просим Олега посодействовать в уводе Сан Саныча с ледника после тренировки, чтобы мы могли осуществить свой замысел без свидетелей. Хотя что-то мне подсказывает, что Сан Саныч сам мог бы подключиться с его бурлящей жизненной энергией.

Тренировались в связках по трое: мне повезло – я попала в сильную компанию – компанию Коли и Миши. Коля – первый на фифах, потом я по перилам, последний – Миша на ледовых инструментах с верхней страховкой. У девчонок лидер – Надя. Задание: пройти две верёвки (нам – 50-метровые, девчонкам – 25-30-метровые) и спуститься вниз, организовывая самовыверты. Мы за несколько часов проходим 25-30 метров. Время за полдень. С ледника начинает стрелять камнями, с морены тоже камни срываются, разгоняются и цепляют за собой другие камни. Пора быстро уходить. Не до кино. В смысле, наш Harlem Shake в пролёте. Тренировка мне ничего не дала: чтобы был эффект, надо идти первой. Как Надя и Коля. Вот они получили богатейший опыт. А я отжумарила.

(говорите, горизонт чуть завален ;)?)

План на завтра от Сан Саныча: разделиться снова на две группы. Он ведёт Колю, Мишу и меня на Корону (1-ю башню) на маршрут В.Акимова 3Б, остальные выбирают: сходить на какую-нибудь Гору, например, «двойку» Байчечекей, или подняться на Коронские ночёвки, дождаться нас со снарягой после маршрута и позаниматься на льду. Критерии распределения просты: физическая и техническая подготовка. Я так рада, что мне в этот раз хватает здоровья, что даже Сан Саныч подмечает – «Аня пышет здоровьем»! Жалко Надю. У неё развалился ботинок. С таким, даже подклеенным, ходить на ледовый маршрут просто опасно. Да и на Гору тоже идти, не будучи уверенной, что ботинок «доживёт» до спуска...

(полуденное жаркое солнце, заставлявшее нас каждый раз ретироваться с тренировок)

У Коли сегодня день рождения. И Коля не любит сладкое. Выход один – солёный «тортик» из сыра и ветчины с «пропиткой» из кетчупа, который мы с Надей в четыре руки и делаем. Олег достал водку «Берлога» и спиртовую горелку (или это были спиртовые таблетки?). Надеюсь, наши старания и внимание Колю порадовали J. «Берлога» ушла на ура. И «тортики» тоже, конечно.

(именинник с праздничный стол ;))

За окном хижины аборигены – горные козлы – устраивают бодания: забираются повыше и с разбегу сшибаются рогами. И кто сказал, что здесь скучно? Вот он – тотализатор ;)!

10 день: Корона 1-я башня: маршрут В.Акимова 3Б

(наш маршрут справа - ледовая "бутылка")

В шесть утра выходим вчетвером, в полусумерках преодолеваем наиболее крутой подъём на пути к маршруту. Так проще. Организм пыхтит, но ещё, видимо, не проснулся и не понял, куда его ведут. Перед маршрутом снежный кусок. «Эльф», говорит Коля про Сан Саныча. Действительно – ведь практически не проваливается! Мой и Колин вес наст тоже более-менее выдерживает, а вот Мише приходится несладко.Он – большой – с одной треккинговой палкой без «корзиночки» проваливается на каждом шагу. А снежный слой глубокий, не меньше, чем по колено. Гляжу на наш маршрут издалека, и непонятно, длинный он или нет, насколько крут склон... Но вот мы у бергшрунда: разбираем снарягу, экипируемся, прячем в рюкзак лишнее и... понеслась.

Сан Саныч – первый на фифах. Уходит на всю длину 50-метровой верёвки без промежуточных точек (лишь выше на паре верёвок делает промежуточную точку, чтобы избежать нежелательного маятника при срыве). Нереально для меня. Я не понимаю, как это возможно. Понимаю теоретически – опыт, уверенность в себе и знание своих возможностей, но всё равно, как подумаешь, что, не дай Бог сорваться и полететь на все 100 м... За Сан Санычем уходит тоже на фифах Коля с верхней страховкой и параллельно ему по перилам я. На первой верёвке ещё неясно, как лучше идти: икры устают, всё тело напряжено, руки стынут, дыхалки не хватает, но потом приходит понимание, как лучше передохнуть, как лучше жумарить, и вот я почти догоняю и перегоняю Колю. А дальше, придя на станцию, я страхую Мишу, идущего на ледовых инструментах. Вот кто физическт выкладывается больше всех из нас!

(Кто не узнал - это Коля :))

Помню, как на Кавказе на Селле 3А, я, вися на станции, думала, какие мы психи – вдвоём-втроём висеть на паре буров, когда вниз лететь и лететь. Сейчас, глядя вниз, не было ощущения страха, но всё равно я пока не могу не удивляться, как это всё возможно. И непонятно, чтО гонит меня в такие места и ситуации. И ведь доставляет удовольствие! «Мазохисты», назвал нас Сан Саныч: доброваольно физически выматываться, жить в суровых условиях, да ещё деньги за это платить J!

Около 11-ти дня мы завершили маршрут. Были и «косяки»: где-то лишний раз перебирали верёвку, где-то не договорились, какая будет перильной, какая – страховочной, но, главное, всё прошло и завершилось благополучно. Это потом я узнала, что на этом же маршруте в конце февраля разбился один альпинист. Хорошо, что потом – всё-таки психологически было бы сложнее идти по маршруту, зная, что совсем недавно тут погиб человек.

Спустились очень быстро к Коронским ночёвкам, которые оказались совсем близко. Миша остался там на следующую ночь, я, Коля и Сан Саныч, попив чаю, отправились вниз к хижине Рацека. Выложились всё-таки хорошо, хочется развалиться, разложиться, но не осталось льда, так что мы с Колей делаем ещё одну ходку к леднику. Жарко, солнце шпарит, лёд колется мелкими кусочками, которые, естесственно, прекрасно тают уже в рюкзаке.

(главный вход в отель "Корона" (фото Кати Герасимович))

К хижине поднялись местные «братки» с водкой и коньяком. Хотят завтра на Учителя пойти. Гы-гы J. Наши соседи по хижине – двое бишкекских французов, они тоже поднялись только на выходные, чтобы погулять.

(довольные клиенты отеля "Корона")

Завтра последний день в Ала-Арче – тренировка на леднике у Коронских ночёвок. Все уже там, и только нам с Колей и Сан Санычем надо туда с утра добраться. Сегодня об этом думать не хочется. Я, как Скарлет, решила, что «подумаю об этом завтра», хотя «козоровицкость» сказала, что тренировке быть словами Сан Саныча: «За всё уплачено. Карте место!»

11-й день: Ковыряние на леднике и фунчоза

Коля не поднялся, имеет право. Вчера вымотались основательно, как ни крути. Я же поскакала за Сан Санычем наверх к Коронским ночёвкам. Чем ближе к ним, тем дальше Сан Саныч J. Но всё же подъём занимает около стандартных 1.5 часов.

На леднике работаем двумя связками 2+3, т.е. я с Надей (на сей раз я – лидер на фифах) и Миша с Катей и Олей. Сан Саныч внизу с «хитрым глазом» – биноклем.

(наша с Надей связка (фото Кати Герасимович))

Склон некрутой, лёд – его верхняя часть – рыхлый. Идти несложно, но сказывается всё-таки накопившаяся усталость и пока мной непреодолённый страх хождения с нижней страховкой. Я иду медленно. На 50-метровом отрезке делаю одну промежуточную точку, был бы лёд более крутой и «стеклянный», я, наверное, промежутки крутила чараз каждые пять метров! Как бы то ни было, тут я почувствовала огромную пользу от тренировки: это и хождение на фифах с нижней страховкой, и организация станций, а потом и организация спуска с самовывертами. Там мы с Надей затупили – не поняли до конца идеи Сан Саныча с двумя самовывертами, чтобы не перебирать лишний раз верёвки, это нас дополнительно затормозило. Погода начала портиться, на последней верёвке у меня слетела с самовыверта дюльферная верёвка, когда я уже начала спускаться. Хорошо – это "учебный" склон, вниз я не ухнула, но реакция была тоже самой на удивление быстрой – «зарубиться» на фифах. Переделала самовыверт. Сан Саныч, видя, что у нас завершающий этап, крикнул: «На базу!» и ушёл. В хижине Корона нас дождался только Олег – остальные уже ушли вниз.

(Миша впереди планеты всей: их связка с Олей и Катей работала на порядок быстрее нашей (фото Кати Герасимович))

К хижине Рацека спускались в густом облаке. Благодаря Олегу по турикам нашли дорогу. В какой-то момент у мея было ощущение, что выйдем мы неизвестно, где, может, совсем не у хижины Рацека. У меня сильно заиндевели волосы. «Фунчоза», сказал Олег.

(впервые в жизни реально поняла, что потерять дорогу в тумане проще простого)

Последний вечер в Ала-Арче. Подъедаем вкусняки. Из продуктов остаются «менее съедобные» вещи – по чуть-чуть круп, сахар, чай-кофе. Это всё сдаю Сан Санычу. Вот-вот смогу оставить пост завхоза J! А воды-то на завтра нет! Надо поклянчить у инструктора Артура. Или у хижника Ромы.

(Фунчоза)

Завтра вниз. Жаль.

12-ый день: Из лета в зиму. «Кыргызстан»

Если Гора не идёт к Магомеду, то Магомед идёт к Горе. Вода к нам пришла сама. За ночь выпал хороший слой снега. Топи – не хочу!

Вниз спускались по зиме. Всё заснежено, бело. Как нам всё-таки повезло с погодой! Миша сдал ботинки Артуру и идёт вниз в своих кроссовках. Мокро и тепло, пока идёт, конечно.

(наша дружная компания. Наши аксакалы за кадром. И я, понятно :))

Метеорологическая станция. В окне всё тот же «Сборник задач по метеорологии». Набиваемся в бусик Сан Саныча. Все такие довольные. «Маньяки», говорит Сан Саныч. До следующего раза, Ала Арча!

Серый дождливый день в Бишкеке. Помывка у Сан Саныча. Разделение на «группы по интересам»: кто на рынок (нам не повезло: тот, куда нас повёз таксист, закрыт – санитарный день), кто сразу в ЦУМ, потом в «Джалал-Абад»... Оля, Катя и Миша гуляют своей компанией, я, Коля и Надя – своей. Олег появляется, то тут, то там. И все затарились «Кыргызстаном». Под самый вечер традиционно всей компанией, кроме Сан Саныча, ужинаем в кафе «Арбат». Отмечаем день рождение Олега. Опять-таки «Кыргызстаном». В общем, вечер прошёл под этой маркой ;).

А ночью Сан Саныч отвёз Олега, Катю и Мишу в аэропорт. Вроде, Мишу в Москве ждёт его багаж. Самое смешное, что на следующий день мы узнаём: багаж действительно нашёлся, но в Ригу не прилетел ни он, ни багажи Олега и Кати. И как после этого думать об «Аэрофлоте»?

13-ый день: Коморчек, или Золото Маккены

В оставшийся день в Киргизии Сан Саныч предложил нас свозить на каньоны. И мы поехали.

2-2,5 часа по шоссе: иной раз на узких участках дороги кажется, что ни один из водителей не собирается уступать, едут друг другу "в лоб", но в последний момент всё разруливается. Потом пешком до каньонов: сначала вдоль каких-то глиняных разработок, далее по ещё сухому руслу реки. По сторонам горные склоны, с которых с заметной частотой скатываются камни. Чем дальше идём, тем уже ход между склонами и чаще "обстрел".

Мужики - Сан Саныч и Коля - несутся, будто мы куда-то опаздываем. А нам - мне, Оле и Наде - хочется прогуляться неспеша, в своё удовольствие, насладившись видами вокруг и природой. Тут ТАКИЕ краски! Фото, увы, не может их передать. Не моя мыльница, по крайней мере.

С погодой несказанно повезло. Или нет, Сан Саныч наколдовал! В Бишкеке вчера вообще целый день шёл сильный дождь, сегодня с утра в городе тоже было серо, да и пока ехали по дороге, погода скорее была пасмурной. А приехали в Коморчек - солнце, лёгкие облака, весна! Говорят, тут в каньонах особый микроклимат, и я этому охотно верю :).

(это шедевр Природы. Ветер изваял!)

Почва в каньонах глинистая, из-за влаги скользкая, поэтому пройтись вокруг каньонов по верху мы не решились. Зашли в один из ходов, дошли до "затыка". Настоящий лабиринт, который можно увидеть только сверху, но почувствовать, непосредственно бродя по ходам! Была бы возможность, я бы тут зависла на пару дней с ночёвкой. Но сегодня ночью нам улетать - так пускай это будет вводная экскурсия с возможностью продолжения в следующие приезды.

("Какие мы все классные!", сказал бы Сан Саныч)

(одна из работ Эола - "Птичка и Дракон")

________________________

Вот так и закончилась эта не-зимняя Ала-Арча. Хотя нет: ещё был вечер в Бишкеке с отмыванием глины с кроссовок и штанов, тортиком, ночной отъезд в аэропорт, потом пересадка в Истанбуле с 5-тичасовым перерывом, в который я, Оля и Надя (Коле - безвизовый) прогулялись по городу, ловя на себе разные взгляды местного населения. Конечно, три женщины в ярких майках с короткими рукавами, джинсах и неприкрытыми, а то вообще распущенными волосами! В Истанбуле +20, но местные все в куртках, почти пуховках. Из тёплого Бишкека мы попали в ещё более тёплый Истанбул с пальмами и клумбами тюльпанов и примул. А в Риге ничего не изменилось...